СОУТ и АРМ: изменения в российском законодательстве
Понятия СОУТ и АРМ находятся в одном правовом поле: и спецоценка, и аттестация имеют своей основной целью идентификацию условий, в которых трудятся работники. Действующее законодательство налагает на работодателя обязательство по достоверному информированию работников об условиях их труда. Если же они являются потенциально опасными для их здоровья или жизни, сотрудники должны получить компенсации и льготы, предусмотренные законом.
До 2014 года формой оценки условий работы была аттестация рабочих мест (АРМ). С 2014 года благодаря вступлению в силу 426-ФЗ она была заменена процедурой спецоценки условий работы (СОУТ). Согласно ст. 27 426-ФЗ до 31 декабря этого года в нашей стране действует переходный период. Работодатели, имеющие на руках свидетельства о проведении АРМ с еще не истекшим сроком действия, освобождались от проведения СОУТ. Однако 1 января 2019 года эта льгота утратить свое действие. К этой дате все компании должны будут провести спецоценку на местах своих работников. Нарушение этого требования карается штрафом, предусмотренным ст. 5.27.1 КоАП РФ. Его размер может составить до 80 тысяч рублей.
Отличия СОУТ от АРМ
Основные отличия СОУТ от АРМ приведены в этой таблице. Выводы сделаны на основании сравнения положений 426-ФЗ и приказа Минздрава № 342н, который регулировал проведение аттестации.
Параметр |
СОУТ |
АРМ |
Первоначальное проведение работ |
Шесть месяцев с момента возникновения оснований для СОУТ, например, при вводе новых мест работы |
Один год с момента возникновения оснований для АРМ |
Места работы, на которые не распространяется требование об оценке |
Места надомных и удаленных работников, а также работников, для которых работодателем является физическое лицо |
Офисные работники, которые используют только компьютеры и офисную технику |
Формирование названий должностей |
Не регламентировано |
Рекомендовано обеспечить соответствие с Общероссийским классификатором профессий |
Специальные процедуры |
Декларирование условий труда для оптимальных и допустимых мест работы, то есть тех, где отсутствует вредное влияние на сотрудников |
Оценка травмоопасности рабочих мест, которая проводилась на всех аттестуемых местах |
Срок информирования работников о результатах |
30 дней с момента утверждения отчета |
10 дней с момента получения отчета, под роспись |
Размещение отчетной информации на официальном сайте |
30 дней с момента утверждения отчета
|
Не предусмотрено |
Передача информации в государственные органы |
Исполнителем работ в Федеральную систему учета результатов спецоценки |
Заказчиком в Государственную инспекцию труда |
Установление страхового тарифа |
В зависимости от класса условий труда, определенного согласно приказу Минтруда № 33н |
Независимо от результатов АРМ |
Возможность проведения оценки на части рабочих мест |
Допустимо для аналогичных мест работы, оцениваются 20% мест |
Допустимо для аналогичных мест работы, оцениваются 20% мест |
Порядок оценки вредных факторов |
На определенных типах рабочих мест, для которых характерны те или иные виды нагрузок, оцениваются специфические для такого места факторы |
Все факторы оцениваются на всех рабочих местах. Исключение - оценка электромагнитных и электростатических полей, которые в соответствии с приказом Минтруда № 590н не замеряются на местах офисных работников |
Периодичность проведения оценки |
Не реже раза в 5 лет |
Не реже раза в 5 лет
|
Результат оценки |
Класс условий труда в соответствии с приказом Минтруда № 33н |
а) класс условий труда; б) обеспеченность средствами защиты индивидуального характера; в) уровень травмоопасности |
2213